Программа «Обучение служением» может стать ключом к реализации социальной миссии университетов
2024-03-07 10:45
На Всемирном фестивале молодежи состоялась сессия «Третья миссия университета и service-learning: роль образования в социальных изменениях». В рамках открытой международной дискуссии участники обсудили, как университеты влияют на развитие стран и регионов, какую роль играют в социальном становлении молодежи, а также мировые практики вовлечения молодых людей в гражданскую и общественную активность. В ходе сессии представили результаты опроса о гражданственности и вовлеченности в развитие общества, который провели среди участников ВФМ.
Прогрессивные мировые системы образования предоставляют молодым людям широкие возможности для удовлетворения социальных запросов, фокусируясь на третьей миссии университета. Её суть заключается в развитии своих сообществ и регионов, содействии их социально-экономическому и инновационному развитию. В России примером подхода, который актуализирует третью миссию университета, стала программа «Обучение служением». Программа реализуется Ассоциацией волонтерских центров и Высшей школой экономики при поддержке Минобрнауки России и Росмолодёжи по поручению Президента Российской Федерации.
«Уже давно университеты рассматриваются как центры концентрации всех человеческих ресурсов регионов, как работодатель, место, вокруг которого объединяются и школьники, и люди “серебряного” возраста, у которых есть запрос на помощь и созидание, — сказала Ольга Петрова, заместитель Министра науки и высшего образования России. — Курс «Обучение служением», сама миссия служения — это одна из ключевых ценностей, которые у нас уже есть, потому что мы хотим видеть, что наши выпускники становятся неравнодушными гражданами. Они будут понимать, что значимы и от них многое зависит. Проектирование программы в России завершилось, мы уже переходим на следующий этап. Программа будет масштабирована на славянские университеты и на филиалы российских университетов в странах СНГ. Мы открываем проектный офис по реализации программы на базе Ассоциации волонтерских центров и Высшей школы экономики. Будем расширять миссию добра, которая лежит в основе третьей миссии университета, — это то, что помогает всем, и без этого просто невозможно существовать».
Алина Яшина, заместитель председателя Совета Ассоциации волонтерских центров рассказала, что в 2023/2024 учебном году программа в пилотном режиме была внедрена в 135 вузах и 5 колледжах в 63 регионах страны. Участниками программы стали более 52 тыс. студентов и 1,3 тыс. преподавателей. С начала учебного года студенческие команды реализовали почти 900 социальных проектов.
По итогам пилотного этапа программа «Обучение служением» будет масштабирована: запущена в других университетах страны, интегрирована в систему образования российских старшеклассников. Также тема станет новым направлением научных исследований. «Это подход к обучению, который сочетает изучение академических дисциплин с формированием навыков общественно-полезной работы. Он является разновидностью проектного подхода в образовании и содействует формированию гражданских и человеческих ценностей, позволяет студентам и преподавателям быть вовлеченными в социальные системные проекты, узнавать о возможностях партнерства с некоммерческим сектором и формировать культурную норму разносторонне развитого и рефлексирующего человека, — сказала Алина Яшина. — В словосочетании «обучение служением» важны оба слова — и «служение», и «обучение». Подразумевается, что в реальной жизни студенты могут достичь не менее значимых результатов для образовательного процесса, чем в аудитории. Сочетание этих аспектов — традиционного обучения и активного вклада в жизнь общества — способствует более полноценному развитию студента и воспитанию ответственного гражданина».
На данный момент в России существует успешная практика внедрения методики «Обучение служением» по разным направлениям не только для социо-гуманитарных, но и для инженерных, медицинских и т.п. специальностей. Среди примеров проектов, в которые вовлечены студенты: изготовление бионических протезов людям с врожденными особенностями и ампутациями, разработка коллекций одежды для маломобильных граждан, лыжное кресло для маломобильных людей, которое уже тиражируется в Вологодской области, онлайн-сервис для подбора питомцев из приютов, создание рациона суточного питания в суровых климатических условиях, навигатор по социальным, культурным и образовательным учреждениям г. Москвы для маломобильных граждан, разработка экспресс-теста на коронавирус с точностью системы более 90% и многое другое.
Международный опыт представили Асма аль Фори, научный сотрудник университета Хамада Бен Халифы (Катар), Магдалена Алехандра Гаете (Чили), директор лаборатории «Управление репутацией в образовании» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, Эми Йео Чу, профессор университета ТАРУК (Малайзия), эксперт Рейтинга человеческого потенциала городов, и Хуан Фернандо Кордова Марентес, проректор Университета Ла Савана (Колумбия). Эти университеты выступают катализаторами позитивных преобразований в своих регионах. В реализации третьей миссии они опираются на социальные исследования и сотрудничество с некоммерческими организациями, развивая партнерства по широкому спектру тем, от юридических клиник до помощи с трудоустройством. Университеты объединяются между собой, с городскими властями и фондами, часто сотрудничают не только с региональными, но и международными некоммерческими организациями, которые занимаются поиском решений глобальных проблем в сфере здоровья, образования, экологии, в гуманитарной и культурной сферах.
«В последние годы увеличилось фокусированное внимание на ответственности, которую университеты несут перед сообществами, — сказал Хуан Фернандо Кордова Марентес. — Эта ответственность в том, чтобы использовать их знания и опыт для обеспечения социального и экономического развития, сохранения культуры и здоровья людей. Это миссия лидеров, способных содействовать положительным социальным изменениям в обществе через свои знания, профессиональные навыки и этические ценности».
Итоги сессии, на которой удалось собрать не только российских участников с большим опытом в реализации социальной миссии, но и зарубежных практиков, которые поделились своим опытом, проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов навал очень удачными. «Этот опыт очень похож на тот путь, который проходим мы сейчас, — сказал Дмитрий Земцов, проректор НИУ ВШЭ. — Говоря про третью миссию, могу сказать, что пора перестать ее называть третьей. В России то, что мы ставим на третье место, делается в третью очередь. Давайте ставить ее на первое место. Я считаю, что университеты всегда выполняют свою миссию общественного развития».
То, что запрос на социальное становление есть у самой молодежи, подтвердил опрос о гражданственности и вовлеченности в развитие общества, который среди участников ВФМ провели Экспертный центр Всероссийского студенческого проекта «Твой ход» совместно с Ассоциацией волонтерских центров и НИУ ВШЭ. В опросе приняли участие 1500 человек из 37 стран мира (Азии, Африки, Европы, Южной и Северной Америки).
Участников Фестиваля спросили, готовы ли они помогать людям и принимать активное участие в проектах, улучшающих жизнь их стран. Результаты: 86% россиян и 82% иностранцев готовы бескорыстно помогать людям, даже если они не являются их друзьями или родственниками. 88% российской молодежи и 84% иностранных участников подтвердили свою гражданскую активность и готовность принимать участие в проектах, которые меняют жизнь в их странах к лучшему. При этом 78% россиян и 74% иностранцев готовы принимать активное участие и в публичных дискуссиях на общественно значимые темы, поддерживать их в своих соцсетях. Большинство респондентов опроса указали, что они обладают для всего этого высокими лидерскими качествами, способны увлечь других людей своей гражданской инициативой и взять на себя ответственность за ее реализацию (81% российских и 79% респондентов-иностранцев). Уверенность в способности граждан самостоятельно решать общественные проблемы, не дожидаясь помощи государства или бизнеса, высказали 76% российских и 72% иностранных участников Всемирного фестиваля молодежи.